3.
Широкопрофильные шины - революция в земледелии
России.

 
   Во многих зерновых хозяйствах России сложилась парадоксальная ситуация с тракторами. С одной
стороны, хозяйства испытывают постоянную нехватку денежных средств, с другой - имеют
полуторный или даже двойной комплект тракторов: ДТ-75 (Т-4) для проведения покровного
боронования, предпосевной культивации и сева, и К-700 для выполнения летне-осеннего комплекса
по уходу за парами, севу озимых, вспашке зяби. Гусеничные тракторы используются только весной, а
К-700 - лишь летом и осенью. В результате хозяйства несут двойные затраты, неумолимо
перекладываемые на себестоимость зерна и другой продукции. Кроме того, это ведет к потере
квалификации у механизаторов, вынужденных постоянно «прыгать» с одного трактора на другой.
   Почему сложилась такая ситуация?
Неужели в хозяйствах не понимают, что эту проблему необходимо
срочно решать? Казалось бы, куда проще - продай все ДТ-75 и выполняй работы только на К-700 (или
наоборот), и сразу в два раза сократятся затраты. Напрашивается и другой вопрос - зачем было изначально
покупать двойной комплект тракторов?
Во-первых, эта ситуация сложилась «исторически», потому что в советские времена хозяйства брали
те тракторы, которые «давали».
Во-вторых, в России нет трактора, отвечающего и агротехническим
и экономическим требованиям одновременно.

   Гусеничные тракторы соответствуют агротехническим требованиям, так как имеют сравнительно низкое
давление на почву - в пределах 0,45-0,55 кг/см
2. Однако по технико-экономическим характеристикам,
конкретно - по мощности двигателя - они совершенно не соответствуют мировым стандартам.
Обратная ситуация с К-700. Это сравнительно мощный трактор 5 класса, способный обеспечить высокую
производительность труда, вполне сопоставимую с западными аналогами. Более того, если посмотреть на
«Кировец» с точки зрения «цена-качество», то он сразу становится конкурентоспособным.
   Однако с точки зрения агротребований «Кировец» не выдерживает никакой критики. По стандартам
развитых стран, давление колеса на почву не должно превышать 0,6 кг/см
2. У К-700 давление ведущих
колес без навески - 0,9 кг/см
2, с навеской - 1,5 кг/см2, то есть превышение в 1,5-2,5 раза.
   На практике это приводит к тому, что хозяйства, использующие К-700 на предпосевной культивации и
севе, по следу колес получают изреженные всходы или даже совсем их не получают. Другими словами, с
точки зрения агрономии, это очень плохой трактор, совершенно непригодный для полевых работ. Кстати,
западные фермеры и ученые, увидев в наших хозяйствах оставляемый трактором К-700 след, в буквальном
смысле выгоняли его с поля.
   Еще хуже параметры по давлению на почву у тракторов ХТЗ-150 - 1,31 кг/см
2 без навески и 1,8 кг/см2 c
навеской. Здесь о соблюдении агротребований и говорить не стоит.
Отсюда понятно, почему руководители многих хозяйств России вынуждены иметь и гусеничный парк
тракторов для проведения весеннего сева, и К-700 для вспашки зяби.
Ведь отечественных тракторов,
соответствующих агротехническим и современным экономическим требованиям, наша
промышленность не выпускает, а на импортную технику у крестьян денег нет.
Имеется ли выход?
Да, он в модернизации тракторного парка. По этому пути, кстати, пошло    
Министерство обороны России. Там посчитали, что на деньги, выделенные правительством на закупку
одного самолета, можно модернизировать несколько. На морально устаревшие самолеты устанавливают
новое оборудование, авионику, вооружение, и они по своим характеристикам приближаются к
современным машинам последнего поколения. Полагаем, что по такому же пути должны идти в
растениеводстве и мы.
Если на старый (в буквальном смысле этого слова) К-700 поставить новую
коробку, 300-сильный ЯМЗ-238-НД5 или 350-сильный ЯМЗ 8424.10, заменить проводку и,
самое
главное, заменить стандартную шину на широкопрофильные шины сверхнизкого давления, то это
уже будет вполне современный трактор.
Иначе говоря, мы получим достаточно надежный трактор,
позволяющий выполнять весь комплекс полевых работ от ранней весны до поздней осени с соблюдением
современных агротехнических и экономических требований. Стоимость такой модернизации 800-900 тысяч
рублей, тогда как современный импортный трактор стоит несколько сотен тысяч долларов.
   Появляется возможность выполнять все полевые работы гораздо меньшим количеством тракторов (и
людей), в лучшие агротехнические сроки. Поэтому руководители и специалисты ОАО «Бердиевский
элеватор» Иловлинского района Волгоградской области, входящего в агрохолдинг «Содружество-регион»
(обрабатывает 33 тыс. га пашни), пришли к выводу, что необходимо идти именно по этому пути.
   Ключевое звено в модернизации «Кировцев» - замена стандартной шины и колес на
широкопрофильные шины сверхнизкого давления.
Эта простая операция данная, не требующая ни
особой квалификации, ни больших денег (один комплект на К-700 стоит около 200 тысяч рублей) открывает
удивительные возможности.
   Необходимо уменьшить давление шин на почву или увеличить мощность гусеничных тракторов. Сразу
возник вопрос:
«А как у «них»?». Как в развитых странах решают проблему уплотнения почвы по
следу трактора?
Оказалось, по одному из путей они эту проблему никак не решают, то есть оставляют
технологическую колею для последующих проходов трактора. Другой путь - мощные гусеничные тракторы
(резиновая гусеница, армированная металлическим тросом). Третий - колесные тракторы на сдвоенных
шинах. Четвертый - колесные тракторы на широкопрофильных шинах сверхнизкого давления.
   В связи с тем, что в «колхозных» условиях увеличить мощность ДТ-75 в 2-3 раза невозможно,
«гусеничный вариант» сразу отпал. Поэтому мы стали прорабатывать два последних - сдвоенные
колеса и широкопрофильные шины.
Выяснилось, что некоторые попытки поставить К-700 на сдвоенные
колеса и широкую шину предпринимались в России и до нас. Более того, на Кировском тракторном заводе
(теперь - Петербургском) имелись чертежи и даже опытные образцы приспособлений для сдваивания
колес. Шестимесячные переговоры и неоднократные выезды начальника отдела ООО
«Содружество-регион» В.А. Терещенко в город на Неве дали положительный результат. По нашему заказу
завод изготовил 4 комплекта для сдваивания колес на К-700. Закупили еще по одному комплекту шин и
дисков. В результате у нас появилось четыре К-700 на сдвоенных колесах.
   Параллельно мы работали и по широкопрофильной шине для К-700 и ХТЗ-150. Выяснили, что украинская
«Днепрошина» по заявке западных фирм в небольших объемах делает такие шины для импортной техники.
Внимательно изучив характеристики, мы поняли, что их вполне можно установить на К-700 и ХТЗ-150.
Более того, один из краснодарских НИИ уже делал такие попытки путем «кустарного» изготовления
необходимых по размеру дисков из двух стандартных. Однако опыт оказался неудачным - резина эта
бескамерная и требует качественных дисков. Поэтому в примитивных условиях сделать их на должном
уровне не удалось. Несмотря на это, мы закупили весь комплект широкопрофильных шин с «самодельными»
дисками, установили его на К-700 и опробовали в нашем другом структурном подразделении - ООО
«Большой Морец» Еланского района Волгоградской области.
   Использовали все четыре К-700 со сдвоенными колесами в ОАО «Бердиевский элеватор», поскольку его
генеральный директор Эдуард Павлович Закутний во многом был инициатором всего этого дела. Кроме
того, нам удалось договориться с одним из заводов, разработать и изготовить опытные образцы дисков под
широкопрофильную шину для трех тракторов ХТЗ-150, которые использовались в обоих хозяйствах.
   Результаты испытания сдвоенных колес на К-700 и широкопрофильных шин на К-700 и ХТЗ-150 в
полевых условиях превзошли все наши ожидания.
На сдвоенных колесах К-700 сразу стал в два раза
«легче». То же самое произошло и с ХТЗ-150, так как его стандартная шина имеет 530 мм, а
широкопрофильная сверхнизкого давления - 1050 мм. На К-700 давление на почву уменьшилось в 1,5 раза -
с 0,9 кг/см
2 до 0,6 кг/см2, то есть стало «вписываться» в мировые стандарты.
   Под модернизированные тракторы были специально изготовлены широкие 24-метровые сцепки и
сагрегатированы с обычными зубовыми боронами в два следа. Часть сцепок была изготовлена в МТМ
хозяйств, часть разработана в КБ одного из заводов и там же изготовлена.
Можете себе представить, с
каким трепетом мы с Закутним ожидали первого прохода К-700 на бороновании!
И не напрасно,
результаты оказались впечатляющими. «Кировец» на сдвоенных колесах за смену забороновал 90 га, или в
два с лишним раза больше, чем ДТ-75. Почти такие же результаты показал ХТЗ-150 на широкопрофильной
резине сверхнизкого давления. Более того, были случаи, когда в ночных условиях Д-75 застревал с
боронами в лиманах, а ХТЗ-150 их легко проходил. Мы с удивлением отмечали, что весной след от колеса
сцепки бороновального агрегата оказался значительно глубже, чем след от К-700 или ХТЗ-150.
Видеть, как
весной К-700 проводит покровное боронование - зрелище незабываемое.
   Результаты других видов работ (культивация и сев) выглядели тоже очень убедительно. За счет
увеличения площади соприкосновения шин с почвой значительно (с 15% до 1-3%) снизилось буксование
тракторов, на 10-15% повысилась производительность работ, на 5-19% снижен расход топлива и т.д.
Однако в ходе последних испытаний «вылезли» и некоторые проблемы, в том числе достаточно серьезные. 
   Широкопрофильная шина и на ХТЗ-150 и на К-700 показывала себя очень хорошо. Но если с ХТЗ проблем
не было и нет, то на К-700 две шины вышли из строя из-за «самодельных» дисков.
Появились претензии к работе К-700 со сдвоенными колесами.
Во-первых, возникла необходимость в
широких разворотах на краях поля, что приводило к потере времени
. Во-вторых, и это самое главное,
сдвоенные колеса сдавливали землю так, что по их следу между колес образовывалась узкая
переуплотненная полоса земли, отрицательно влияющая на всходы и развитие растений.
   Что же в «сухом остатке»? Очень высокая производительность труда механизаторов, использующих
К-700 со сдвоенными колесами и широкопрофильными шинами сверхнизкого давления.
Две тракторные
бригады ОАО «Бердиевский элеватор» Павла Николаевича Соколова и Александра Ивановича
Сурженко в 2003 году четырьмя переоборудованными тракторами К-700 сумели обработать 8 тыс. га
пашни, и коллективом механизаторов из 13 человек (включая бригадиров) произвести 13600 тонн
зерна, то есть более 1 тысячи тонн на человека.
Если пересчитать стоимость зерна по мировым ценам,
то производительность труда в этих бригадах составила около 200 тысяч долларов США на человека. Такой
производительности труда не всегда достигают лучшие хозяйства в развитых странах. Да и расход топлива
на гектар пашни также находился на мировом уроне - 35 л/га, без учета транспортных расходов по
перевозке зерна. Среднегодовой заработок механизаторов этих бригад составил 336 тысяч рублей. В
текущем году производительность труда в этих бригадах будет ещё выше.
   И еще один интересный случай. Однажды утром к Э.П. Закутнему приходит жена одного из
механизаторов, работающих на ХТЗ-150 с «широкими» шинами, и спрашивает: «Действительно ли мой муж
вчера целый день работал в поле?». Закутний отвечает, что это действительно так. Женщина с удивлением
воскликнула: «Надо же, целый день работал в поле, а ещё и на ночь столько сил осталось!».
   После этого мы расспросили механизаторов об условиях работы на тракторах с такими шинами. Все они
отмечали, что К-700 и ХТЗ-150 с шинами сверхнизкого давления идут мягче, и люди на них устают меньше.
А один 57-летний механизатор даже сказал: «Думал уходить с работы, всё-таки возраст, но передумал.
Сейчас работаешь - как в «Жигулях». Теперь точно доработаю до пенсии».
   В последнее время на широкие шины обратили внимание и отечественные тракторостроители.
Петербургский тракторный завод приступил к изготовлению тракторов 5 класса со сдвоенными колесами.   
Учитывая наш опыт, считаем, что путь простого сдваивания колес ошибочный, так как весной по следу
этого трактора остается узкая уплотненная полоса, получить по которой нормальные всходы невозможно.
Кстати, ведущие западные производители поняли это, и при изготовлении тракторов со спаренными
колесами оставляют между дисками большой просвет (до 50 см), позволяющий избежать уплотнения почвы
между колес, хотя тракторы 3 класса они сдваивают обычным способом. Но это совсем другое дело, так как
трактор 3 класса значительно легче.
Hosted by uCoz