4.
Резервы использования энергонасыщенных тракторов в
условиях сельскохозяйственного производства
Рязанской области
   В современных условиях приоритетными направлениями исследований в области обработки почвы
являются: оптимизация агрофизических свойств почвы, поддержание благоприятного для
сельскохозяйственных культур фитосанитарного состояния, предупреждение эрозионных процессов,
обоснование основных параметров и нормативно-технологических показателей обработки почвы (сроков,
способов, глубины, качества обработки и т.д.).
   При решении этих насущных проблем для сельскохозяйственных предприятий Рязанской области,
управление сельского хозяйства совместно с коллективом учёных Рязанской сельскохозяйственной академии
разработали перспективную программу научно-исследовательских работ. В результате анализа систем
обработки почвы, существующих в хозяйствах области, установлено, что первостепенное значение
приобретает разработка высокоэффективных почвозащитных и ресурсосберегающих технологий с широким
применением приёмов минимализации обработки. Сегодня система земледелия должна вестись на базе
адаптивно-ландшафтных элементов. Поэтому способы обработки почвы выбирают дифференцировано в
зависимости от особенностей агроландшафта и свойств почвы, степени проявления эрозионных процессов
и биологических особенностей культур, погодных и гидрологических условий и т.д.
   По данным академика РАСХН, председателя координационного совета по обработке почвы Макарова И.П.
в полевых севооборотах Нечернозёмной зоны наиболее эффективны разноглубинная и комбинированная
системы обработки почвы с элементами минимализации. В Рязанской области уже многие руководители
сельхозпредприятий осознано внедряют новые системы обработки почвы в своём производстве. В качестве
примера можно привести председателя колхоза “Шелковской” Старожиловского района Серёгина А.М.          
    Хозяйством был приобретён американский трактор Катерпиллер «Челленджер» в комплекте с
широкозахватной почвообрабатывающей и посевной техникой. Было бы слишком просто заплатив большие
деньги и получив хорошую технику остановиться на достигнутом. В хозяйстве идёт постоянное
совершенствование конструктивно-технологических показателей отечественных почвообрабатывающих
агрегатов. Основной упор сделан на использование мощной производительной широкозахватной техники.    
    Одними из первых в области в этом хозяйстве стали использовать: - сдвоенные колёса на тракторах
К-701;
- конструировать сцепки, позволяющие увеличить число прицепных орудий и обрабатываемую площадь за
один проход трактора;
- применять “нулевую”, поверхностную и минимальную обработку почвы.
   Проведённые исследования учёных РГСХА доказали целесообразность внедряемых технологических
новаций руководством колхоза “Шелковской”.
   К основным недостаткам отечественной техники можно отнести их высокую металлоёмкость, небольшую
ширину захвата и минимальное количество операций, выполняемых за один проход машино-тракторного
агрегата.
   Под воздействием ходовых систем тяжёлой техники увеличивается плотность почвы, уменьшается её
фильтрационная и поглотительная способность, величина урожая снижается на 5-30 %. Выбор
рациональной системы обработки почвы и правильного формирования машино-тракторного агрегата
позволяет сводить перечисленные недостатки к минимуму. В зависимости от засорённости и
требовательности культур к плотности почвы достаточно успешно можно заменить традиционную
отвальную систему обработки почвы на безотвальную, поверхностную или нулевую обработку (посев в
стерню). Специалистами хозяйства в последние годы проводится внедрение минимальных приёмов
обработки почвы при выращивании культур сплошного способа сева. Кроме того идёт поиск оптимального
состава почвообрабатывающих агрегатов с увеличением ширины захвата. Так в колхозе при культивации
зяби сравнили работу двух агрегатов: - К-701 + КТС-10.01 и - К-701 со сдвоенными колёсами + сцепка +
КПС-4 (3 шт.). Производительность второго агрегата на 60 % превосходила первый, при этом расход ГСМ
на 1 га снизился в 2.2 раза.
   Данное энерго- и ресурсосбережение положительно сказалось на качестве обработки. После культивации
КПС-4, которую можно производить на большей скорости, плотность верхнего слоя почвы была на 10 %
ниже, чем на участке с КТС-10.01.
   Во время подготовки почвы к посеву было изучено влияние различных тракторов и орудий на свойства
почвы. Масса американского трактора “Челленджер” превышает К-701, однако благодаря широким
резиновым гусеницам (700 мм каждая) удельное давление на почву и её плотность не превосходит
критических значений 1.3 г/см3. Плотность верхнего слоя почвы по следу гусеницы составила в момент сева
1.0 г/см3. Для сравнения плотность почвы по следу колеса К-701 была 1.18 г/см3. Третьим вариантом с
наименьшей плотностью почвы 0.95-0.97 г/см3 стал агрегат К-701 со сдвоенными колёсами. Благодаря
новаторскому решению удалось устранить самый большой недостаток тяжёлого трактора - высокое давление
на почву.
  Подобную закономерность имела величина твёрдости почвы. В верхней части 0-10 см значение твёрдости
почвы по следу гусеницы “Челленджера” и сдвоенных колёс “Кировца” была приблизительно равна.
Твёрдость почвы по следу серийного К-701 увеличивалась по сравнению с первыми вариантами на 50-60 %
и составляла 11 г/см2.
Другим фактором значительно влияющим на производительность является ширина захвата агрегата.
Американский трактор имеет прицепную технику с шириной захвата 18 метров. Сеялка “Хорш” позволяет,
благодаря бункеру объёмом 10 м3 за одну заправку семенами и удобрениями посеять площадь в 20 га.
Однако масса сеялки с полным бункером достаточно большая и её ходовая часть оказывает очень высокое
давление на почву. Плотность почвы по следу сеялки повышалась на 25 % до значений 1.24-1.26 г/см3, а
твёрдость почвы на 80-90 %.
Трактор К-701 со сдвоенными колёсами использовался на посеве с пятью сеялками СЗУ-3.6. Ширина
посевной полосы такого агрегата незначительно уступает агрегату “Челленджер + Хорш”.
Производительность агрегата с К-701 составила 8 га в час с расходом топлива 2.2 кг/га. В таких же условиях
посевной агрегат с трактором «Челленджер» достигал производительности до 16 га в час с расходом
топлива 2.7 кг/га. Более высокая производительность обусловлена экономией времени на технологические
остановки для заправки емкостей семенами и удобрениями. Вариант широкозахватного посевного агрегата с
трактором К-701 со сдвоенными колёсами доступен на сегодняшний день многим хозяйствам области.
Использование тракторов К-701 и Т-150 К на ранневесенних и осенних полевых работах (боронование,
культивация, посев яровых и озимых культур) ограничено в Рязанской области невысокой несущей
способностью поверхностного слоя почвы и повышенной влажностью в период работы (24-32%). Кроме
того на полях с нормальной влажностью (20-22 %) часто встречаются блюдцеобразные понижения с
повышенной влажностью, где эти тракторы «вязнут». На увлажнённых участках значительно снижается
тяговое усилие колёсных тракторов К-701 и Т-150 К.
Тракторный парк в системе АПК Рязанской области насчитывает около 1700 тракторов К-701 и Т-150 К.
Чтобы расширить диапазон использования названных тракторов необходимо брать на вооружение опыт
колхоза «Шелковской» и других передовых хозяйств. При этом необходимо знать некоторые приёмы
повышающие проходимость и тягово-сцепные свойства. Это достигается за счёт: - снижения внутреннего
давления воздуха в шинах; - установки колёс с широкопрофильными и арочными шинами; - сдваиванием
передних и задних колёс.
Снижение внутреннего давления воздуха в шинах способствует увеличению площади контакта колеса с
почвой, снижению давления трактора на почву и повышению тягово-сцепных свойств трактора. На
тракторах «Кировец» и Т-150 К устанавливаются колёса с шинами низкого давления, с хорошо развитыми
почвозацепами. На рыхлых почвах с низкой несущей способностью, завод изготовитель рекомендует
снижать давление в шинах передних колёс до 1.2 кгс/см2 и шинах задних колёс до 1.0 кгс/см2. Если давление
в шинах колёс ниже 0.8 кгс/см2 - возникает опасность проворачивания шины по диску колеса.
Испытание тракторов «Кировец» с серийными и уширенными шинами проведённое на раннем весеннем
бороновании, при влажности почвы 32-33 %, показали, что заметной разницы по давлению колёс на почву
и глубине колеи между ними не наблюдалось, а полученные показатели имели критические значения. В
такой ситуации приемлемым и эффективным способом повышения проходимости для тракторов «Кировец»
и Т-150 К является сдваивание передних и задних колёс, путём установки дополнительных колёс
одинакового размера с основными . С увеличение опорной поверхности колёс давление трактора на почву
снижается с 1.7 кгс/см2 до 0.86 кгс/см2; а тяговая мощность увеличивается на 70-75 %, что позволяет
комплектовать широкозахватные агрегаты.
Постановка сдвоенных колёс на тракторы типа «Кировец» и Т-150 К не оказывает существенного
отрицательного влияния на управление и прочность ходовой системы. Приспособление для установки
сдвоенных колёс можно заказать в ОАО «Нива Рязани». Проведённые исследования показали, что
постановка сдвоенных колёс на тракторы «Кировец» и Т-150 К значительно расширяет диапазон их
использования на почвах с низкой несущей способностью
Приспособление для установки колёс на трактор «Кировец»:
1-гайка; 2-кольцо прижимное; 3- втулка резиновая; 4- шайба упорная;
5- кольцо установочное; 6- шпилька-удлинитель; 7- колесо; 8- кольцо - распорное; 9- планка прижимная;
10- шпилька;
11-водило трактора.

Перечисленные примеры использования техники для подготовки почвы и посева имеют свои
определённые условности, но сравнивая с традиционно применяемыми способами это значительный шаг
вперёд, позволяющий экономить материальные и трудовые ресурсы, повысить производительность и
качество работ, снизить себестоимость получаемой продукции и сократить сроки проведения
технологических приёмов, что особенно важно для нашей зоны “Неустойчивого земледелия”.
Д.т.н., профессор Н.В. БЫШОВ
К.т.н., профессор А.М. ЛОПАТИН
К.с.х.н., доцент, К.Н. ДРОЖЖИН
Hosted by uCoz